Блокировка или удаление белка может помочь предотвратить развитие рака полости рта
27-04-2022
Самый распространенный рак головы и шеи, плоскоклеточный рак полости рта, часто начинается, как и многие другие виды рака, совершенно невинно. Возможно, в виде небольшого белого пятна во рту или небольшой красной шишки на деснах. Легко это игнорировать, преуменьшать. Но потом что-то меняется, и пятнышко становится более зловещим, начинает расти, врастать в соединительную ткань. Пациенты, которым посчастливилось посетить дантиста до того, как ситуация примет неприятный оборот, имеют шанс предотвратить превращение поражений в рак или, по крайней мере, могут убедиться, что лечение начинается, когда оно наиболее эффективно. Но для тех, кому не так повезло, перспективы могут быть мрачными: пятилетняя выживаемость при плоскоклеточном раке полости рта (OSCC) составляет около 66%. Ежегодно от рака ротовой полости умирает более 10 000 американцев; больше всего страдают курильщики и пьющие. Исследователи из Стоматологической Школы им. Генри М. Голдмана при Бостонском Университете обнаружили, что снижение или даже генетическое удаление белка, который, по-видимому, стимулирует рост рака, может помочь ограничить развитие и распространение опухоли. Они говорят, что их результаты делают белок, фермент, называемый лизин-специфической деметилазой 1, потенциальной "лекарственной мишенью" — чем-то, на что врачи могли бы нацелить химиотерапию и иммуноонкологическую терапию, чтобы уничтожить опухоль. По словам Маниш В. Байс, ведущего автора исследования и доцента SDM по трансляционной стоматологической медицине, как только OSCC возьмет верх, шансов полностью избавиться от него мало. Клиницисты могут попробовать химиотерапию и лучевую терапию, даже удаление опухоли. "Но лекарства нет, вы можете уменьшить опухоль, но не устранить ее", — говорит Бэйс. В предыдущем исследовании Бейс обнаружил, что лизин-специфическая деметилаза 1 (LSD1), фермент, который обычно играет решающую роль в нормальном развитии клеток и эмбрионов, выходит из-под контроля или "неадекватно активируется" в диапазоне рака, в том числе в голове и шее, а также в головном мозге, пищеводе, печени и легких. "Экспрессия этого фермента повышается с каждой стадией опухоли, - говорит Бэйс, - чем хуже опухоль, тем выше экспрессия этого белка". В своей лаборатории Бэйс начал проверять, что произойдет с опухолями на языке, если ЛСД1 будет заблокирован. Чтобы ограничить фермент, исследователи либо отключили его, манипулируя генами, чтобы эффективно отключить LSD1, либо использовали тип препарата, называемый ингибитором малых молекул, который проникает в клетку и препятствует ее нормальному функционированию. Бэйс обнаружил, что разрушение LSD1 сдерживает рост опухоли. "Агрессивность или плохое поведение опухоли уменьшилось", — говорит он. "Мы обнаружили, что когда мы ингибируем этот белок, он способствует противоопухолевому иммунитету — наше тело пытается бороться самостоятельно". Но LSD1 - не единственный источник проблем в опухоли: когда он повышен, он нарушает процесс клеточной коммуникации, сигнальный путь Hippo-YAP, который обычно помогает контролировать рост органов и регенерацию тканей. Бэйс говорит, что YAP, LSD1 и пара других белков затем застревают в порочном круге, каждый из которых подталкивает другого ко все более агрессивным и вредным действиям. "Нам нужно разорвать этот порочный круг", - говорит Байс. Чтобы найти новый способ сделать это, исследователи объединили усилия по подавлению LSD1, воздействуя на YAP другим ингибитором, препаратом под названием вертепорфин. Первоначально разработанный для лечения серьезных заболеваний глаз (дегенерация желтого пятна) вертепорфин тестируется другими исследователями в качестве потенциального средства для лечения рака, в том числе рака яичников. По словам Бэйса, комбинация оказалась эффективной. Он также добавил в смесь третий наркотик. "Хотя наши исследования носят доклинический характер и ограничены мышами и некоторыми человеческими тканями, мы хотим расширить их, чтобы рассмотреть образцы клинических испытаний на людях".