Новая сенсорная способность человека обнаруживать калории в сахаре
19-11-2021
Главная роль нашего чувства вкуса заключается в том, чтобы сообщать нам, присутствие сахара в продуктах питания, вызывая ощущение сладости на языке. Исследование, проведенное Центром Химических Чувств Монелла в Филадельфии, выявило новую сенсорную способность человека обнаруживать сахара во рту с помощью своего рода молекулярного детектора калорий. В исследовании провели первую демонстрацию на человеке сенсорной системы, которая определяет калории в сахаре. Люди издавна получали глюкозу в своем рационе питания из таких продуктов, как фрукты, мед и обычного сахара. Сегодня глюкозу добавляют в половину коммерческих сахарозаменителей. Исследования на мышах показали, что клетки вкусовых рецепторов у мышей могут определять, когда подсластитель сжигает калории для получения энергии. Этот сигнал работает через молекулярные носители, известные как котранспортеры натрия и глюкозы (SGLTS). Вдохновленные этим ученые из Монелла решили изучить, играют ли SGLTS также роль в чувствительном к калориям восприятии вкуса у людей. В исследовании принимали участие 12 человек. Ученые сравнили их пороги перорального обнаружения глюкозы и искусственного подсластителя сукралозы до и после введения хлоризина, который является ингибитором SGLT. Д.м.н. Пол Бреслин, первый автор исследования из Центра Химических Чувств Монелла (Филадельфия) говорит: "Наш рот может определить, когда подсластитель обладает потенциалом для доставки калорий по сравнению с некалорийным подсластителем, который этого не может". "Теперь, когда мы знаем, что эта система определения калорийности вкуса работает у людей, это может помочь объяснить общее предпочтение напиткам с сахаром по сравнению с некалорийными напитками с подсластителем", - говорит Бреслин. В серии из трех экспериментов с человеческим вкусом ученые сравнили чувствительность к пероральной глюкозе со способностью ощущать искусственный подсластитель сукралозу и особую форму глюкозы, которая не может метаболизироваться. "В целом, во рту есть два пути восприятия сладкого: один для сладкого вкуса, а другой для обнаружения потенциальных сахаров, сжигающих энергию", - сказала соавтор доцент Линда Дж. Флэммер. Бреслин, интересующийся человеческим устным восприятием и его генетической основой, долгое время был озадачен тем, что диетические газированные напитки никогда не занимали большую долю рынка напитков. Теперь у него есть начало ответа: "Диетические напитки не так приятны, как напитки с сахаром. В качестве инициативы в области общественного здравоохранения, можем ли мы сделать напитки и продукты с более низким уровнем сахара более полезными? Теперь, когда мы знаем, что во рту есть вторая система, чувствительная к глюкозе, возможно, мы сможем использовать ее для приготовления более здоровых напитков, которые люди любят пить". "Замечательно, что мы разработали механизм, позволяющий не только ощущать во рту сахар как сладкий, но и чувствовать, что у него есть метаболический или калорийный сигнал", - сказал Бреслин. "Это означает, что рот намного умнее, чем мы предполагали, и что его будет трудно обмануть, просто предоставляя ему некалорийные подсластители".