Дисбаланс бактерий в деснах связан с биомаркером болезни Альцгеймера
12-04-2021
Согласно новому исследованию Стоматологического Колледжа Нью-Йоркского Университета и Weill Cornell Medicine, у пожилых людей с большим количеством вредных бактерий во рту, больше шансов иметь в наличии бета-амилоид (ключевой биомаркер болезни Альцгеймера) в спинномозговой жидкости (CSF). Однако этот дисбаланс бактерий полости рта не был связан с другим биомаркером Альцгеймера, называемым тау. Заболевания пародонта, которым страдают 70% взрослых в возрасте 65 лет и старше, по оценкам CDC, характеризуются хроническим и системным воспалением, при котором происходит увеличение десневых карманов, содержащих бактерии. "Насколько нам известно, это первое исследование, показывающее связь между дисбалансом бактериального сообщества, обнаруженного в поддесневой зоне, и биомаркером CSF болезни Альцгеймера у когнитивно нормальных пожилых людей", - сказала автор исследования, д.м.н. Анджела Камер, доцент кафедры пародонтологии и имплантологии Стоматологического Колледжа при Университете Нью Йорка. "Во рту обитают как вредные бактерии, способствующие воспалению, так и здоровые, защитные бактерии. Мы обнаружили, что доказательство наличия мозгового амилоида связано с увеличением количества вредных и уменьшением количества полезных бактерий". Болезнь Альцгеймера характеризуется двумя характерными белками в головном мозге: бета-амилоидом, который группируется вместе с образованием бляшек и считается первым белком, откладывающимся в головном мозге по мере развития болезни Альцгеймера, и тау, который накапливается в нервных клетках и образует клубки. Исследователи изучили 48 здоровых людей с нормальным умственным развитием в возрасте 65 лет и старше. Участники прошли обследование полости рта для сбора образцов бактерий из поддесневой зоны, а для получения спинномозговой жидкости использовалась люмбальная пункция для определения уровней бета-амилоида и тау-белка. Анализируя бактериальную ДНК образцов, взятых из поддесневой зоны, исследователи определили количество бактерий, которые вредны для здоровья полости рта (например, Prevotella, Porphyromonas, Fretibacterium) и полезные бактерии полости рта (например, Corynebacterium, Actinomyces, Capnocytophaga). Результаты показали, что люди с дисбалансом в пользу вредных бактерий с большей вероятностью имели признак болезни Альцгеймера - снижение уровня амилоида в спинномозговой жидкости. Исследователи предполагают, что, поскольку высокий уровень полезных бактерий помогает поддерживать бактериальный баланс и уменьшать воспаление, они могут защищать от болезни Альцгеймера. Исследователи не обнаружили связи между бактериями десен и уровнем тау в этом исследовании, поэтому остается неизвестным, будут ли поражения тау развиваться позже или у испытуемых появятся симптомы болезни Альцгеймера. Исследователи планируют провести исследование и клиническое испытание, чтобы проверить, может ли улучшение здоровья десен путем "глубокой очистки" (удаление отложений зубного налета и зубного камня из поддесневой зоны) изменить амилоид мозга и предотвратить болезнь Альцгеймера.